Храм родом из детства

 

            

                         Отец и сын – Юрий и Павел Маховы.

У каждого человека есть моменты в жизни, которые делят ее на «до» и «после». В моей жизни таким моментом стал день, когда к моей бабушке, Анне Федоровне Маховой, забежал кто-то из соседей со словами: «Анна Федоровна, берите ведра, лопаты и пойдемте расчищать наш храм». Это был выходной день в начале сентября 1989 года, мне было 12 лет, и мы всей нашей большой семьей убирали урожай картошки. Удивившись и одновременно обрадовавшись этой возможности возрождения духовного центра нашего села, мы оставили домашние хлопоты и отправились в храм. Ради справедливости надо сказать, что я, будучи ребенком, не осознавал, какое грандиозное событие произошло в этот день, и что я оказался невольным и непосредственным участником этих значимых для многих и многих верующих людей событий. Ведь ближайшие действующие храмы были в г. Лосино-Петровском и в г. Щелкове (Жегалово), куда нас, своих внуков, Анна Федоровна старалась водить как можно чаще. Мы приходили каждые выходные. В основном здесь были бабушки. Но с каждым днем все больше людей со всей округи приходило помочь расчистить храм. Так зарождалась наша приходская семья. Многие имена стерлись из моих детских воспоминаний, но некоторые я уже никогда не забуду: главного инициатора всех этих работ – Наталью Евгеньевну, Нину Николаевну Козулину, Александру Яковлевну Поташову, Павла Васильевича Гришина, Анну Сергеевну (лесничиха), т. Веру Вершинину, Анну Никитичну Финаеву, Владимира Павловича Зайцева, д. Юру Никифорова, Ковач д. Сашу и т. Катю (наши соседи) и многих, многих других.  Для меня, как и для многих мальчишек нашего села, это было место для игр. С правой стороны храма была пристроена керосинка, по которой мы залезали на колокольню и играли в нижней её части, потому что это было единственное место, куда не могли попасть взрослые, ведь храм был превращён в общественный туалет и распивочную. Имея мальчишеский опыт преодоления препятствий, я без труда попал на колокольню и начал её расчистку от строительного мусора.

      К концу октября с территории храма вывезли 13 «КамАЗов» мусора. Это было только начало. Но именно с этим «началом» ко мне пришло осознание храма как святыни, а не места для игр. В это же время стали проводиться первые собрания прихожан в доме моей бабушки, там же был сформирован первый Приходской совет, так называемая «двадцатка». Приходили разные люди и не только с добром. Так, однажды, я слышал угрозы из уст некоего мужчины, пообещавшего вешать верующих на каждом столбе… Так враждебно уходил старый режим, но это никак не повлияло на решимость совета восстанавливать храм. И всё же не хватало духовного наставника, который организовал бы не только дальнейшие восстановительные работы, но и совместную молитву, без которой, я уверен, ничего бы не получилось. И вот 9 февраля наш приход обрёл настоятеля о. Сергия Казакова. Это был молодой, энергичный мужчина лет сорока, с чёрной бородой и горящими глазами, в которых легко можно было прочитать ужас от увиденных руин – ведь храма практически не было. В алтарной части чудом уцелело центральное окно, два боковых были разбиты настолько, что можно было проехать на автомобиле. Такие же разрушения были и в трапезной части храма. В галерее колокольни не было даже крыши. Сама колокольня стояла огромной пустой трубой. Лишь каким-то чудом уцелел четверик – основная часть храма. Всюду гулял ветер, заметая февральский снег. Именно в таких условиях 9 февраля прошёл первый молебен в окружении горстки замёрзших, но ликующих от радости старушек. Я никогда не забуду этот день.

 Наступало время Великого поста, и нужно было решать, где проводить богослужения. Рядом с клубом стоял пустующий домик, к счастью, его хозяйка была хорошей знакомой моей бабушки. Вопрос был решён. В одной из двух комнаток шторой отгородили красный угол под алтарь, прихожане и батюшка принесли домашние иконы, затопили чугунную печку. Так сторожка превратилась во временный храм, в котором мы по очереди ночевали, охраняя его.

Начались богослужения. Регент Алла стала собирать вокруг себя певчих. Павел Васильевич Гришин, всеми любимый Паша, профессиональный музыкант, преподаватель игры на гитаре и флейте, обладатель красивого тенора, стал чтецом. Это был добрейшей души человек, из интеллигентной и, как часто бывало  то время, неверующей семьи, которую со временем своими молитвами и трудами смог привести в храм. Несмотря на восемнадцатилетнюю разницу в возрасте, мы стали очень близкими друзьями. Часть трудов на клиросе на себя взял Леонид Богачихин – друг о. Сергия, впоследствии ставший иеромонахом Гавриилом, врачом-гомеопатом Троице-Сергиевой Лавры. Моей радости не было предела, когда однажды, на вечернем богослужении, батюшка попросил меня помочь разжечь кадило. Так постепенно я стал алтарником. Можно представить радость моих бабушки и мамы от происходящих перемен в моей жизни. Ведь тогда перед ними стоял острый вопрос: что станет для меня важнее – улица или храм.

В этот год весна выдалась ранняя. Батюшкой было принято решение – Пасхальная служба должна проходить в основном храме. Трапезную часть храма отгородили, в остальной части полы застелили досками и пожертвованными коврами и паласами. Оконные проёмы закрыли плёнкой, вместо дверей повесили тёплые одеяла, разбитые стены в алтаре обложили снаружи сплошной кладкой. Все внутри побелили, поставили фанерные Царские врата, а дьяконские двери сделали из красных бархатных покрывал. Храм был готов к первой, после долгого забвения, Пасхальной литургии. «Христос Воскресе!» – возгласил о. Сергий, и переполненный счастливыми прихожанами храм громыхнул в ответ: «Воистину Воскресе!». Сотни огоньков свечей слились в единую реку во время крестного хода. Народ стекался со всей округи: Биокомбинат, Юность, Улиткино, Райки, свх. Орловский, Медное-Власово, Авдотьино, Козловка, Свердловский, Чкаловский, Леониха, Бахчиванджи, Звёздный городок. Люди приезжали из г. Щёлкова, из г. Королёва – где вырос о. Сергий. Ведь наш храм был первым из восстанавливающихся, и изголодавшиеся по молитве и вере люди стали обретать в нём Христа. Во время пасхальной службы возле жертвенника в алтаре обвалилась часть свода. К счастью, никто не пострадал.

 Началось массовое крещение людей. Теперь это можно было делать открыто. Некоторые приходили целыми семьями. Не только родители приводили своих детей, но и дети – родителей. Семейные пары разных возрастов венчались. Отец Сергий начал ездить по предприятиям с проповедями, возвращая людей в лоно Церкви. По молитвам прихожан не смогли остаться в стороне и руководители этих предприятий. Стала поступать материальная помощь. Началась полноценная реставрация храма. Хозяйственную часть возглавлял Архипов Александр Васильевич, помогал ему Волков Анатолий Иванович, столяром был Ильин Виктор Алексеевич, сварщиком – Валерий Попов. Именно силами этих людей выполнялась основная невидимая, но самая тяжёлая работа. Параллельно работала бригада реставраторов. Я помогал на стройке чем мог – разгружал стройматериалы, подавал кирпичи и раствор, воду приходилось возить с колонки в бочках на телеге, со своим другом Сергеем Захаровым очистили от завала подвал храма, в котором впоследствии сделали трапезную, где долгие годы трудилась наша повар баба Шура – Александра Яковлевна Поташова. Ей часто помогала матушка Наталья – жена отца Сергия с дочерью Анной, с которой мы были практически ровесники и часто общались, ведь Анна пела на клиросе под руководством регента Владимира Павловича Зайцева. В это же время на клирос пришла девочка Василиса Маскаева, потом ставшая регентом нашего храма.

В сентябре 1990 г. наш храм посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В декабре этого же года повесили часть колоколов, а на Крещение 1991 года к нам в храм приехал теперь уже семинарист Леонид Богачихин и обучил меня азам колокольного звона. Летом этого же года мне посчастливилось брать уроки звонарного дела у последнего звонаря нашего храма – деда Мити (к сожалению, не знаю его полного имени). С тех самых пор я стал звонарём нашего храма.

Закончив девятый класс школы, я был всё лето в храме на послушании, в будни помогал на стройке, а в праздничные дни звонил в колокола, помогал на клиросе и алтарничал. Я почувствовал себя взрослым и самостоятельным, поэтому остался работать в храме и поступил в вечернюю школу. Надо отдать должное моей маме, она правильно восприняла моё решение и сама также работала при храме. Отец Сергий, видя мою молодость и горячность в решениях, взял меня под свой жёсткий контроль. Это дало определённые положительные плоды. В это время я имел возможность постоянно общаться с батюшкой, он работал в храме до поздней ночи, возвращаться домой в Москву уже не было сил, и о. Сергий оставался ночевать в доме моей бабушки. Благодаря такому тесному общению, я многому научился.

Однажды в храме я увидел мальчика из моей школы, он был на год меня младше, его звали Виталий Нетребин, мы с ним очень подружились, и он стал петь и читать на клиросе нашего храма. К сожалению, его родители не могли принять его стремления учиться в семинарии и стать священнослужителем. Позже он убежал из дома. Сегодня он является архимандритом, настоятелем монастыря в Винницкой области на Украине.

Из нашего прихода вышел не один священник. Сан священства приняли: иеромонах Гавриил (Леонид Богачихин), архимандрит Антоний (Виталий Нетребин), игумен Евмений (Евгений Лагутин), иеромонах Тихон (Олег Апарников), протодиакон Владимир Лоб, протоиерей Владимир Александров, протоиерей Максим Максимов, протоиерей Александр Шарапов, иерей Александр Шкуренко, иерей Андрей Пуганов. Моя бабушка, служившая алтарницей в нашем храме, вместе с Анной Никитичной Финаевой в 1998 г. приняла иноческий постриг.

 

 

 

 

Старейшие прихожанки храма. 

В центре – инокиня Анна (Анна Федоровна Махова).

 Благодаря трудам о. Сергия воцерковилась не одна тысяча людей, наверное, в округе нет такого прихода, в котором не было бы выходца из нашего храма.

Сегодня я глава семьи, отец четверых детей, предприниматель, руковожу небольшим предприятием, одновременно являюсь депутатом Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский.

 

 Три поколения дружной семьи после венчания дедушки и бабушки.

 На протяжении всей жизни я чувствую, как Господь ведёт и поддерживает меня во всём. Всё, что происходит в моей жизни, так или иначе связано с нашим храмом. Здесь я познакомился со своей будущей женой – Юлией Владимировной Мальцевой. 24 сентября 1995 года отец Сергий обвенчал нас. А позднее крестил наших детей – Сергея, Павла, Анну и Марию.

  

У Юрия и Юлии Маховых четверо детей: Павел, Сергей, Анна, Мария.

На снимке рядом с ними также двоюродный брат Артем и мама Юрия Татьяна.

 Я благодарен Богу за предоставленную мне возможность стоять у истоков восстановления нашего храма Рождества Богородицы, за то, что в эти годы я обрёл много друзей, стал частью нашей большой приходской семьи и, самое главное, что в моей жизни есть духовный отец, наставник, учитель и друг – протоиерей Сергий Казаков.

   Юрий Владимирович Махов,

директор ООО «СПАМ»,

депутат Совета депутатов

городского округа Лосино-Петровский,

Звонарь храма Рождества Богородицы

с. Анискино, 2009 г

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *